Итоговое сочинение (изложение) проводится для обучающихся XI (XII) классов и экстернов в качестве условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся XI (XII) классов подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.
Заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке.
Продолжительность испытания составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников, заполнение ими регистрационных полей и др.). Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) 4 часа и более организуется питание участников.
Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2023-2024 учебном году:
- 06 декабря 2023 г.
- 07 февраля 2024 г.
- 10 апреля 2024 г.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочих столах участников, помимо бланков регистрации и записи могут находиться:
- ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
- документ, удостоверяющий личность;
- лекарства и питание (при необходимости);
- инструкция для участника;
- черновики (выдаются в месте проведения итогового сочинения (изложения) по мере необходимости);
- специальные технические средства (при необходимости для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов);
- орфографический словарь для участников итогового сочинения, орфографический и толковый словари для участников итогового изложения, выдаваемый по месту проведения итогового сочинения (изложения).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов итоговое сочинение (изложение) по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний может проводиться в устной форме.
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет», выставляемый по критериям:
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие требованиям:
- Объем (минимальное количество слов — 250).
- Самостоятельность написания.
Рекомендуемое количество слов — от 350.
Результатом итогового изложения является «зачет» или «незачет», выставляемый по критериям:
- Содержание.
- Логичность.
- Использование элементов стиля исходного текста.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие требованиям:
- Объем (минимальное количество слов — 150).
- Самостоятельность написания.
Рекомендуемое количество слов — 200.
Ознакомится с результатами итогового сочинения (изложения) можно в образовательной организации по месту обучения или на портале https://uslugi27.ru/ не позднее 14 календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения)
К повторному написанию итогового сочинения (изложения) допускаются:
- обучающиеся XI (XII) классов и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- обучающиеся XI (XII) классов и экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушения требований, установленных Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования;
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам, подтвержденным документально;
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинения (изложение) по уважительным причинам, подтвержденным документально.
Особенности формулировок тем итогового сочинения
Начиная с 2022/23 учебного года изменился подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы.
Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам указанного банка.
Структура закрытого банка тем итогового сочинения
Разделы и подразделы |
Комментарии |
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека |
Темы раздела: · связаны с вопросами, которые человек задаѐт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; · нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; · касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; · позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах еѐ достижения, любви и дружбе; · побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. |
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества |
|
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом |
|
1.3. Познание человеком самого себя |
|
1.4. Свобода человека и ее ограничения |
|
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека |
Темы раздела: · связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; · нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; · касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; · позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс; · побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества. |
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции |
|
2.2. Человек и общество |
|
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека |
|
3. Природа и культура в жизни человека |
Темы раздела: · связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; · нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки; · касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); · позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; · побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека. |
3.1. Природа и человек |
|
3.2. Наука и человек |
|
3.3. Искусство и человек |
С 2023/24 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем — по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Особенности текстов итогового изложения
С 2023/24 учебного года итоговое изложение проводится с использованием текстов из открытого банка текстов для итогового изложения (далее — банк изложений). Банк изложений создан в целях проведения итогового изложения и создания благоприятных условий для подготовки к нему.
В банк изложений включены тексты отечественных авторов, разработанные в 2014–2023 годах. Тексты распределены по трем разделам с учетом их содержательно-тематической направленности.
Раздел 1. Нравственные ценности
Включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в них поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями.
Раздел 2. Мир природы
Включены тексты о красоте окружающего мира, поводках животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку.
Раздел 3. События истории
Включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу.
Подробную информацию об итоговом сочинении и изложении можно найти на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie