Версия сайта для слабовидящих

Итоговое сочинение

Итоговое сочинение (изложение) проводится для обучающихся XI (XII) классов и экстернов в качестве условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся XI (XII) классов подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна.

Заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).  

Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке.

Продолжительность испытания составляет 3 часа 55 минут. В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников, заполнение ими регистрационных полей и др.). Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) 4 часа и более организуется питание участников.

Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2023-2024 учебном году:

  • 06 декабря 2023 г.
  • 07 февраля 2024 г.
  • 10 апреля 2024 г.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочих столах участников, помимо бланков регистрации и записи могут находиться:

  • ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • инструкция для участника;
  • черновики (выдаются в месте проведения итогового сочинения (изложения) по мере необходимости);
  • специальные технические средства (при необходимости для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов);
  • орфографический словарь для участников итогового сочинения, орфографический и толковый словари для участников итогового изложения, выдаваемый по месту проведения итогового сочинения (изложения).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов итоговое сочинение (изложение) по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний может проводиться в устной форме.

Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет», выставляемый по критериям:

  • Соответствие теме.
  • Аргументация. Привлечение литературного материала.
  • Композиция и логика рассуждения.
  • Качество письменной речи.
  • Грамотность.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие требованиям:

  • Объем (минимальное количество слов — 250).
  • Самостоятельность написания.

Рекомендуемое количество слов — от 350.

Результатом итогового изложения является «зачет» или «незачет», выставляемый по критериям:

  • Содержание.
  • Логичность.
  • Использование элементов стиля исходного текста.
  • Качество письменной речи.
  • Грамотность.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие требованиям:

  • Объем (минимальное количество слов — 150).
  • Самостоятельность написания.

Рекомендуемое количество слов — 200.

Ознакомится с результатами итогового сочинения (изложения) можно в образовательной организации по месту обучения или на портале https://uslugi27.ru/ не позднее 14 календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения)

К повторному написанию итогового сочинения (изложения) допускаются:

  • обучающиеся XI (XII) классов и экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • обучающиеся XI (XII) классов и экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушения требований, установленных Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования;
  • участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам, подтвержденным документально;
  • участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинения (изложение) по уважительным причинам, подтвержденным документально.

Особенности формулировок тем итогового сочинения

Начиная с 2022/23 учебного года изменился подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы.

Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам указанного банка.

Структура закрытого банка тем итогового сочинения

Разделы и подразделы

Комментарии

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы раздела:

·         связаны с вопросами, которые человек задаѐт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

·         нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

·         касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

·         позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах еѐ достижения, любви и дружбе;

·         побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

1.3. Познание человеком самого себя

1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы раздела:

·         связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

·         нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

·         касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

·         позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;

·         побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

2.2. Человек и общество

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека

Темы раздела:

·         связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

·         нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;

·         касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

·         позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

·         побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

3.1. Природа и человек

3.2. Наука и человек

3.3. Искусство и человек

С 2023/24 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем — по две темы из каждого раздела банка:

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Особенности текстов итогового изложения

С 2023/24 учебного года итоговое изложение проводится с использованием текстов из открытого банка текстов для итогового изложения (далее — банк изложений). Банк изложений создан в целях проведения итогового изложения и создания благоприятных условий для подготовки к нему.

В банк изложений включены тексты отечественных авторов, разработанные в 2014–2023 годах. Тексты распределены по трем разделам с учетом их содержательно-тематической направленности.

Раздел 1. Нравственные ценности

Включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в них поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями.

Раздел 2. Мир природы

Включены тексты о красоте окружающего мира, поводках животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку.

Раздел 3. События истории

Включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу.

Подробную информацию об итоговом сочинении и изложении можно найти на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie

section-5e54e82
Электронная приемная

Остались вопросы?

Заполните форму обратной связи и мы свяжемся с вами в ближайшее рабочее время

Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных
Оставьте заявку удобным вам способом!
Оставить заявку

Оставить заявку

Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных
×
×
×